Итак, о некоторых тонкостях техники фотографирования.

Все хорошо знают, сколько неприятностей оставляют царапины на негативе, но не все знают, что одна из причин их появления многократное использование кассеты, поскольку бархатистая прокладка со временем забивается грязью и теряет мягкость. Володя Аринин, например, советует кассету использовать только один раз. В любом случае, ясно, что для проведения уникальных съемок стоит не пожалеть 20 копеек на новую кассету. Кстати, не используйте металлические кассеты!!! (ибо они пропускают свет). Опять же для уменьшения числа царапин при зарядке пленки на кассету стоит сначала намотать ее на катушку, а уж затем вставить в кассету.
Следующий этап обработки пленки - ее проявка. Проявлять пленку все умеют, но вот заключительные стадии этого процесса имеют некоторые особенности. Володя Аринин советовал поступать следующим образом. После фиксации пленку, не снимая с катушки, необходимо минут десять промыть в холодной проточной воде; затем прямо в бачок заливается минут на десять слабый раствор шампуня (одна горчичная ложка шампуня, желателен шампунь с антистатическим действием, добавляется на 0.5л холодной воды; можно капнуть туда жидкого антистатика). После этого катушку с фотопленкой без дополнительной промывки нужно хорошо встряхнуть - вода с шампунем скатывается очень легко; затем нужно снять пленку с катушки и растянув, насухо вытереть с неэмульсионной стороны чистым вафельным полотенцем. Этим вы будете гарантированы от появления на пленке соляных пятен; кроме того, шампунь смягчит пленку и предотвратит сворачивание эмульсии (эффект ложного зерна). Антистатик обеспечит борьбу с пылью, которую, как известно, трудно удалить с поверхности, несущей электростатический заряд.
После просушки не спешите сворачивать пленку обратно в рулон. Лучше поступить так: сначала (если пленка имеет тенденцию к сворачиванию) смотать пленку в обратную сторону, т.е. эмульсией наружу, и продержать так сутки; затем разрезать ее на полоски по 3-4 кадра.
В таком виде пленку, во-первых, удобно хранить, завернув негативы в бумагу; во-вторых, при печати пленку гораздо проще очищать от пыли; в-третьих, при печати негатив не требует усилий по распрямлению. Кроме того, с таких кусочков пленки очень удобно получать пробные отпечатки (идея Гриши Сигалова): для этого полосками пленки нужно заполнить лист фотобумаги (скажем, размером 18х24), прижать стеклом и засветить фотоувеличителем. С помощью таких пробных отпечатков удобно, во-первых, реально оценивать качество негатива, а во-вторых, вводить поправки на время экспозиции.
Перед началом печати нужно тщательно отрегулировать равномерность освещения в фотоувеличителе путем перемещения лампы; я пользуюсь увеличителем Ленинград 6-у (кстати, один из лучших среди недорогих) и применяю одновременно и матовую лампу, и матовое стекло; при этом равномерность получается отличная. Если свет не отрегулирован, то при печати края фотографии остаются светлыми.
Очень рекомендую не пользоваться кадрирующей рамкой: белые полосы по краям снимка в большинстве случаев значительно ухудшают впечатление от снимка. Большинство из нас пользуется бумагой на полиэтиленовой основе ("Березка", "Самшит", "Бромэкспресс"), которая вообще не требует распрямления, поскольку она почти плоская. Если же все же необходимо распрямить бумагу, можно прижать ее чистым стеклом.
Один из факторов, значительно ухудшающих качество фотоотпечатка - это пыль в плоскости негатива; мне кажется, единственный способ борьбы с нею - это очищать от пыли мягкой кисточкой каждый негатив. Кроме того, если вы используете спрямленные негативы, то отпадает необходимость в прижимном стекле, которое, во-первых, собирает пыль, и именно в плоскости негатива, и, во-вторых, часто корябает пленку. В своем увеличителе Ленинград 6-у я прижимное стекло заменил непрозрачной пластмассовой пластинкой того же размера и толщины, в которой вырезал окно 24х36мм. Это избавило меня от необходимости каждый раз очищать помимо негатива стекло, которое быстро электризуется и собирает пыль.
Для многих начинающих фотографов 200-300 фотографий за ночь - не рекорд; в результате дома скапливаются огромные кучи плохих фотографий.
Я считаю, что за один присест не стоит делать более 20-30 (различных) фотографий; в этом случае не появляется некоторая усталость и вы способны печатать на хорошем техническом уровне. Если у вас от одного похода останется на память 10-20 хороших фотографий - уверяю, этого достаточно.
Рекомендую в качестве основного формата избрать 13х18; фотографии меньшего размера неприятно смотреть, большего намного труднее получить хорошего качества, так как все дефекты многократно усиливаются.
Еще одна беда многих начинающих фотографов - плохая промывка отпечатков; необходимо после проявителя хорошенько поболтать фотографию в воде, затем поболтать в фиксаже, а уж затем фиксировать; после фиксации нужно очень тщательно промыть в воде; критерий промывки - пропадание "мылкости" фотографии. Только тогда вы будете гарантированы от появления желтых пятен через год на ваших фотографиях. ...to be finished.
А.Сонькин