Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Русской Православной Церкви
Что может заинтересовать среднестатистического спелеолога в слове "монастырь"? Тогда, может быть, какие-то эмоции вызовет словосочетание "Печерский монастырь"? Подойдем к этому вопросу с другой стороны. Какую реакцию вызовет у неискушенного православного человека слово "спелеология" или "пещера"? Другое дело - "Печерский монастырь". Негоже, конечно, сравнивать Божеское и земное, но интересно почувствовать отношение верующих и монахов к столь нами любимому созданию природы.
Прежде всего, существование "Богом зданных (сотворенных) печер" коренным образом связано с возникновением и последующим развитием обители. Согласно летописям, открытие пещеры произошло в 1392 г. одним из монахов Киевского монастыря. Этот человек поселился в пещерах и выкопал небольшую церковь в горе, которая называется сейчас Святой. О подвиге монаха стало вскоре известно на Псковской земле, и к 1473 г. в Святой горе была выкопана и выстроена Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот год и принято считать годом основания монастыря. Со временем монастырь обустроился, за мощными мурами выдержал сотни осад и атак и дошел до нас в своей славе, никем не поруганной на протяжении более чем 500 лет. Этой обители выпала участь стать единственным на территории России монастырем, который не закрывался ни при каких властях.
Сейчас в обители порядка 20 монахов и всего человек 40 братии, и мы втроем очень легко вписались в этот дружный и вместе с тем свободный коллектив. Буквально сразу же выяснилось, что пещеры закрыты для посещения их "широкими массами трудящихся", почти не видящих разницы между этим Святым местом и обычным колхозным клубом. Однако для нас в посещении пещер препятствий не возникло, и экскурсию нам организовал иеромонах Сергий, человек, лично ответственный за состояние пещер. Вход в пещеру находится рядом со входом в Успенский собор и предваряется надписью:"Входъ въ Богомъ зданныя печеры". Открывается тяжелая кованая решетка, и мы попадаем в небольшую комнатку, все еще освещаемую солнечным светом. Иеромонах раздает нам восковые свечи, и мы их зажигаем от горящих здесь. Сергий рассказывает нам историю обители и пещер, о чудесах, происходивших в ее стенах, и о богоугодных подвигах монахов. Показывает нам вериги истязавших себя монахов и гробницу с телом Святой, которое остается нетленным вот уже 400 лет и является источником многочисленных чудес. За следующей решеткой начинает сереть и становится знакомо сыро и прохладно - мы идем в полный рост по ходу, своды и стены которого сложены из песчаника цветов от белого до коричневого и красного с ажурными разводами. По обе стороны коридора - замурованные ниши, в которых производились захоронения монахов, ибо их кладбищем были исключительно пещеры. Пещерная система довольно сильно разветвлена, и во все стороны расходятся штольни-коридоры. Во многих местах коридоры расширены искусственно, благо песчаник легкообрабатываемый материал. Самый длинный ход системы выводит к больщому залу с деревянной перегородкой, за которой штабелями сложены гробы с телами умерших - так с некоторых пор производится захоронение. Мы приблизились к перегородке и не почувствовали никакого запаха разложения, а ведь захоронению уже десятки лет. Во время нашей подземной экскурсии я не нашел подтверждения тому, что пещеры имеют карстовое происхождение: и песчаник - материал неподходящий, и вообще непонятно, как вода могла циркулировать, чтобы образовать такие формы. Может быть, штольни были вырыты еще до XIV века, а может, это необъяснимый подарок Господа нашему народу?
Побывали мы и в подземной церквушке, оставили свечи и в полутьме возвратились к выходу, где нас ждал уже знакомый запах озона и аккуратный монастырский дворик с колодцем в тени вековых дубов. Мы по привычке попили святой воды и отправились дальше выполнять наше послушание, после чего так приятно было помолиться и вкусить монастырского обеда. И те двадцатипудовые бревнышки, и квас в трехлировых графинах оставляют незабываемое впечатление о внешней монастырской жизни. А насколько свободно и раскрепощенно можно себя почувствовать - пусть в этом убедится тот, кто ощутит такую потребность.
Помоги вам в этом Бог.
Д.Якобчук